Вопросы и ответы

Минимальный перечень работ, которые входят в понятие «содержание общего имущества», выглядит таким образом:
1. Осмотр общего имущества. Его проводят собственники помещений и представители управляющих компаний или ТСЖ, которые могут выявить возможные несоответствия, угрожающие жизни и здоровью жителей.
2. Осмотры и поддержание готовности внутридомовых систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
ПРИМЕР: Зачастую от сотрудников УК можно услышать: «Мы не занимаемся избавлением дома от крыс и мышей, вызывайте специальные службы!». Между тем прочищать мусоропровод, проводить дезинсекцию и дератизацию - это одна из прямых обязанностей управляющих компаний.
3. Поддержание температуры и влажности в подъездах, на лестничных клетках и т. д. в соответствии с нормой.
4. Уборка подъездов и дворов.
5. С 1 января 2017 года плата за содержание общего имущества включает также плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
6. Уход за деревьями, клумбами, кустарниками во дворе.

Полный перечень работ, которые относятся к капитальному ремонту, позволяет легко понять, на что могут рассчитывать жители дома, желающие, чтобы их многоквартирный дом действительно привели в порядок, а не ограничились косметической покраской стен в подъезде:
Капремонт это:
1. Ремонт внутридомовых инженерных систем, электричества, отопления, горячей и холодной воды, газа, водоотведения
2. Ремонт или замена лифтов
3. Ремонт крыши
4. Ремонт подвалов (тех, что относятся к общему имуществу)
5. Ремонт фасада.
6. Ремонт фундамента
Помимо этого, в субъекте РФ могут дополнить список работ по капремонту, в включив в него следующие пункты:
1. Утепление фасада.
2. Переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую.
3. Устройство выходов на кровлю
4. Установка коллективных приборов учета

Данный способ может быть реализован только в доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать. В доме, где более тридцати квартир, непосредственное управление реализовано быть не может.
Отличительной особенностью данного способа управления является то, что между потребителями и поставщиками коммунальных услуг (компаниями, которые обеспечивают тепло, электроэнергию, воду и т.д.) не существует посредников. Собственники напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и отдельными квитанциями сами оплачивают коммунальные услуги.

Не всегда управляющие компании (или ТСН,ТСЖ) работают качественно: бывает, отказываются проводить ремонт (уборку, дератизацию, вывоз мусора и т.д.), либо делают это из рук вон плохо, либо – слишком редко. Во всех случаях, когда услуга предоставляется жителям несвоевременно и ненадлежащего качества, УК или «ТСН (ТСЖ)» должны снизить размер платы за содержание и ремонт.
Такая же ситуация может возникнуть и при непосредственном управлении домом. Здесь тоже действует аналогичная схема: ответственные за услугу лица снижают ее стоимость.
Единственный случай, при котором плата не снижается (даже если услугу Вам оказали не вовремя), - если это было связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, если при этом сотрудникам управляющей компании или ТСЖ приходилось спасать имущество жителей от возможного ущерба или же если возникли обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, наводнение, смерч и т.д.)

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в статью 155 ЖК РФ в части ответственности за неплатежи. Если раньше ответственность за неуплату у собственников помещений в многоквартирных домах наступала уже с первого дня просрочки, то те¬перь у граждан есть месяц на покрытие долга без пени. Если в течение месяца оплата не произведена, то с 31-го дня применяется штраф в размере 1/300 ставки рефинанси¬рования. Ужесточение же наступает с 91-го дня, когда начинает действовать повышен¬ная ставка - 1/130 от ставки рефинансирования Центробанка.

Действия управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК по взиманию платы за опломбирование приборов учета неправомерны. Исключение составляют только случаи, когда опломбирование приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми у абонентов заключены прямые договоры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с данными Правилами коллективные (общедомовые) приборы учёта включаются (входят) в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно ч.1 ст.39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общедомовым приборам учёта требуется постоянное обслуживание и при необходимости текущий ремонт. Данные работы выполняются специализированной организации на договорной (платной) основе. Включение затрат на техническое обслуживание общедомовых приборов учёта в общую стоимость текущего ремонта и технического обслуживания инженерных систем многоквартирного является обоснованным.

В соответствии с п.2 ст.13 федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прибор учёта должен быть принят в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за месяцем его установки, а его применение – не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учёта в эксплуатацию.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 165) орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом (надлежащее содержание и ремонт общего имущества, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности) в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. №144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территориии Нижегородской области» обязанность по содержанию зеленых насаждений, в том числе спилу, кронированию возложена:
- в отношении объектов озеленения (парки, скверы, газоны)- на собственников или владельцев указанных объектов;
- в отношении зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, - на собственников или владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
- в отношении зеленых насаждений, расположенных на иных территориях, - на собственников или владельцев земельных участков, на которых располагаются зеленые насаждения.
Все работы по спилу деревьев производятся на основании распоряжения, выданного главой администрации соответствующего муниципального образования, городского округа.
В зависимости от места произрастания зеленых насаждений обращения по вопросу спила, кронирования аварийных деревьев необходимо направлять:
- если деревья расположены на придомовой территории, отмежеванной под многоквартирный жилой дом - в управляющие компании обслуживающие многоквартирный дом. В случае непринятия управляющей компанией мер по спилу аварийных деревьев обращения необходимо направлять в государственную жилищную инспекцию (далее – Госжилинспекция);
- если деревья расположены на территории общего пользования - в администрацию соответствующего района или города, либо в Госжилинспекцию. В случае непринятия администрацией мер по спилу аварийных деревьев обращения необходимо направлять в прокуратуру.

В соответствии с законом Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» обеспечение чистоты и порядка на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок (в радиусе 10 метров) возложена на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации) либо на собственников земельных участков на которых расположены контейнерные площадки.
Если контейнерные площадки предназначены для сбора мусора многоквартирного жилого дома - уборку территории контейнерных площадок и территорий, прилегающих к контейнерным площадкам должны производить управляющие компании.
Если контейнерные площадки расположены на территории общего пользования и предназначены для сбора и вывоза мусора с территории частного сектора, то бремя по их содержанию несут органы местного самоуправления.
Обязанность по обеспечению чистоты и порядка на контейнерных площадках, предназначенных для сбора и вывоза мусора магазинов, предприятий, организаций, учреждений и т.д. возложена на соответствующий хозяйствующий субъект.
Обращения по вопросу ненадлежащего содержания контейнерных площадок необходимо направлять в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области для рассмотрения и принятия мер административного воздействия.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения городского округа, муниципального образования.
Контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД).
В случае если дефекты (ямы, выбоины и другие деформации) асфальтового покрытия проезжей части дороги, расположенной на территории общего пользования (улица, дороги, бульвары и пр.), обращения необходимо направлять в администрации городского округа, муниципального образования. В случае непринятия администрациями городского округа, муниципального образования мер по ремонту покрытия проезжей части обращения необходимо направлять в ГИБДД.
Если дефекты покрытия проезжей части дороги расположены на дворовой территории, в границах земельного участка, сформированного под многоквартирный жилой дом – обращения направляются в управляющие компании, обслуживающие многоквартирный дом. В случае непринятия управляющей компанией мер по ремонту покрытия проезжей части дороги обращения необходимо направлять в государственную жилищную инспекцию.

26 марта 2020 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области и 3 апреля 2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) изданы рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий в помещениях общественного пользования жилых домов (подъезды, лифты и т.д.) (письма Роспотребнадзора № 04/2020 и № 02/5925-2020-24). Согласно рекомендациям Роспотребнадзора в многоквартирных домах рекомендуется проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования - подъезды, тамбуры, холлы, коридоры, лифтовые холлы и кабины, лестничные площадки и марши, мусоропроводы.
Для проведения дезинфекции применяют зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению в Российской Федерации дезинфицирующие средства в соответствии с инструкциями по применению конкретных средств в режимах, эффективных при вирусных инфекциях.
Способом протирания обрабатывают поручни, перила, игровые элементы детских площадок, столики, прилавки и другие аналогичные объекты, места общего пользования многоквартирных жилых домов. Норма расхода средства при протирании - не менее 200 мл/м2, при этом, в случаях, предусмотренных инструкцией по применению конкретного средства, после завершения времени воздействия средства, его смывают с поверхностей чистой водой. В местах общего пользования многоквартирных домов после проведения дезинфекционной обработки рекомендуется проветривать обработанные помещения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – постановление) до 1 января 2021 г. приостановлены следующие положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354):
- подпункт «а» пункта 32 и подпункт «а» пункта 14823 Правил № 354, в соответствии с которыми исполнитель имеет право требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней);
- подпункт «д» пункта 8112 Правил № 354, в соответствии с которым прибор учета считается вышедшим из строя в случаt истечения межповерочного интервала поверки приборов учета;
- подпункт «а» пункта 117 Правил № 354, в соответствии с которым исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 354;
- пункт 119 Правил № 354, в соответствии с которым установлен порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем;
- пункт 159 Правил № 354, в соответствии с которым потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Порядок начисления платы за отопление установлен Правилами № 354, в соответствии с которыми оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Решение о способе оплаты принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Нижегородской области принято решение о равномерной оплате за отопление в течение календарного года.
Данный способ оплаты позволяет распределять нагрузку по оплате за отопление в течение года, в связи с чем размер платежа в течение года остается одинаковым.

Пунктом 148 (44) Правил № 354 предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в предусмотренном Правилами № 354 порядке.
В соответствии с пунктами 91 и 92 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится на основании письменного обращения потребителя. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 93 Правил № 354 утвержден перечень документов, которые заявитель должен предоставить в качестве подтверждающих документов продолжительности временного отсутствия, в том числе иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Таким образом, потребитель имеет право на перерасчет и ему необходимо обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО.

Если имеются основания полагать о признаках фальсификации каких-либо документов, в том числе документов по порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по выбору управляющей организации с целью заключения договора управления многоквартирным домом, любой из собственников помещений вправе обратиться в специализированную организацию, уполномоченную на проведение судебной технической и почерковедческой экспертизы и дачу соответствующего заключения, либо в правоохранительные органы.
Нарушение установленного порядка проведения общих собраний собственников помещений является основанием для рассмотрения вопроса в судебном порядке о признании такого собрания недействительным.
В соответствии с п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме имеет право обжалования в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Вместе с тем суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

С 1 июля 2020 г. установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений Правил № 354.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном Правилами № 354.
В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, ТСЖ, ЖК, ЖСК и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).