Дело № А43-21596/2024
Арбитражным судом Нижегородской области по указанному делу постановление Госжилинспекции по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.23 КоАП РФ, от 3 июля 2024 г. № 515-13-114-24, вынесенное в отношении АО «Теплоэнерго» в связи с допущенным обществом нарушением режима обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению и отоплению, признано незаконным и отменено.
По мнению АО «Теплоэнерго», квалификация его действий по части 2 статьи 7.23 КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29 мая 2024 г. № 116-ФЗ «О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 9 июня 2024 г., противоречит положениям части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Признавая постановление незаконным, суд пришел к выводу, что Госжилинспекцией не учтен факт, что в период совершения вменяемого обществом нарушения (с 8 мая 2024 г. по 28 мая 2024 г.) ответственность за указанное деяние частью 2 статьи 7.23 КоАП РФ установлена не была, поскольку указанная норма вступила в силу только с 9 июня 2024 г. Из материалов дела следует, что административное правонарушение совершалось в период с 8 мая 2024 г. по 28 мая 2024 г., то есть в тот период, когда часть 2 статьи 7.23 КоАП РФ еще не вступила в силу, соответственно возможность привлечения общества за вменяемое правонарушение к административной ответственности по указанной норме исключается.
Не согласившись с принятым судебным актом, Госжилинспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 октября 2024 г. было отменено ввиду следующего.
Апелляционный суд согласился с тем, что деяние АО «Теплоэнерго» не может быть квалифицировано по части 2 статьи 7.23 КоАП РФ, поскольку указанная норма введена в действие с 9 июня 2024 г., то есть после совершения правонарушения.
Вместе с тем в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Соответственно, суд апелляционной инстанции переквалифицировал совершенное АО «Теплоэнерго» деяние как предусмотренное статьей 7.23 КоАП РФ (по закону, действовавшему во время совершения административного правонарушения) административное правонарушение и отменил решение Арбитражного суда Нижегородской области. Постановление Госжилинспекции о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.23 КоАП РФ признал незаконным в части меры ответственности и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.