Дело № А43-6312/2023 (факт передачи некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» функций технического заказчика по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов органу местного самоуправления, не освобождает НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» от предусмотренной пунктом 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 29 Закона № 159-З ответственности за качество выполненных работ подрядной организацией)

Тип: Прочие
Уровень: Локальный
Деятельность: Cудебная практика
Основной документ
Апелляционная инстанция

Арбитражным судом Нижегородской области по делу № А43-6312/2023 отказано в удовлетворении заявленных требований регионального оператора о признании недействительным предписания Госжилинспекции, в соответствии с которым ему надлежало принять меры к устранению нарушений, выразившихся в неисполнении требований рабочей документации при проведении капитального ремонта.
Суд, отказывая региональному оператору в удовлетворении требования, пришел к выводу о том, что исходя из условий договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества и о передаче функций технического заказчика передача функций технического заказчика по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов органу местного самоуправлению не освобождает регионального оператора от предусмотренной пунктом 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Функция технического заказчика является одним из полномочий, установленных ЖК РФ для регионального оператора (статьи 180 и 182 ЖК РФ) и передача функций технического заказчика, понятие которого определено в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не отменяет другие обязанности регионального оператора по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, установленные статьей 182 ЖК РФ, в том числе по контролю качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями, осуществлению приемки оказанных услуг и выполненных работ, а также не лишает регионального оператора ответственности перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами наличие выявленных Госжилинспекцией нарушений, выразившихся в неисполнении требований рабочей документации при проведении капитального ремонта.
Первым арбитражным апелляционным судом решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения, предписание Госжилинспекции признано законным, поскольку согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 июня 2017 г. № 6-КГ17-4, в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома. 
Таким образом, региональный оператор отвечает за качество капитального ремонта перед собственниками помещений в силу закона, а, следовательно, несет ответственность и за действия привлеченных подрядчиков.
Доводы регионального оператора о неисполнимости оспариваемого предписания являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку из названного предписания не следует обязание устранить непосредственно региональным оператором недостатки выполненных работ. Госжилинспекцией предписано региональному оператору принять меры по устранению нарушений, правомерно посчитав, что способ исполнения предписания вправе выбирать региональный оператор, в том числе он может обратиться к подрядчику. 
Как верно отмечено судом первой инстанции, исполнение региональным оператором предписания направлено на достижение целей его деятельности в виде обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта.