Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска

ГосЖилНадзор

В соответствии с положением о региональном государственном жилищном надзоре на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2021 № 958, государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее – Госжилинспекция) в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного жилищного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

  1. высокий риск;
  2. средний риск;
  3. умеренный риск;
  4. низкий риск.

Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Госжилинспекцией на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов надзора к одной из категорий риска (далее - критерии риска).
Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.
Критериями риска в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора являются:

  1. наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
  2. вид деятельности контролируемых лиц.

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному надзору, разделяется на группы тяжести "А" или "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному жилищному надзору, разделяется на группы вероятности "1" или "2" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований.
Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Категория риска Группа тяжести Группа вероятности
Высокий А

1

Средний А 2
Умеренный Б 1
Низкий Б 2

Контролируемое лицо,  в том числе с использованием федеральной государственной информационной  системы "Единый  портал государственных и муниципальных  услуг  (функций)"  (далее  - единый портал государственных и муниципальных   услуг), вправе  подать  в  Госжилинспекцию  заявление  об изменении  категории  риска  осуществляемой  им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Указанное заявление рассматривается в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"и пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
        
В отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого риска, предусмотрены следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения, а также периодичность проведения обязательных профилактических визитов:

  • инспекционный визит - один раз в два года;
  • документарная проверка - один раз в два года;
  • выездная проверка - один раз в два года;
  • либо один обязательный профилактический визит в год.

В отношении объектов надзора, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории среднего, умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Госжилинспекция разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора утверждается Правительством Нижегородской области.

Лицензионный контроль

В соответствии с положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 28.02.2022 № 126, государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее – Госжилинспекция) в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении лицензионного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

  1. высокий риск;
  2. средний риск;
  3. умеренный риск;
  4. низкий риск.

Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Госжилинспекцией на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (далее - критерии риска).
Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.
Критериями риска в рамках осуществления лицензионного контроля являются:

  1. наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений лицензионных требований;
  2. вид деятельности контролируемых лиц.

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность контролируемых лиц, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группы тяжести "А" или "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность, подлежащая лицензионному контролю, разделяется на группы вероятности "1" или "2" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, постановления о назначении административного наказания лицензиату - юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату - индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Категория риска Группа тяжести Группа вероятности
Высокий А 1
Средний А 2
Умеренный Б 1
Низкий Б 2

Контролируемое лицо,  в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый  портал государственных и муниципальных  услуг (функций)" (далее  - единый портал государственных и муниципальных   услуг), вправе  подать  в  Госжилинспекцию  заявление  об изменении  категории  риска  осуществляемой  им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Указанное заявление рассматривается в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"и пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, предусмотрены следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения, а также периодичность проведения обязательных профилактических визитов:

  • инспекционный визит - один раз в два года;
  • документарная проверка - один раз в два года;
  • выездная проверка - один раз в два года
  • либо один обязательный профилактический визит в год.

В отношении объектов надзора, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории среднего, умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Госжилинспекция разрабатывает индикаторы риска нарушения лицензионных требований. Индикатором риска нарушения лицензионных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями лицензионных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензионного контроля утверждается Правительством Нижегородской области.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения